Стратагема 17 Бросить кирпич, чтобы получить яшму

Стратагема 17

Бросить кирпич, чтобы получить яшму

Стратагема 17
Бросить кирпич, чтобы получить яшму

Бросить кирпич, чтобы получить взамен яшму, отдать что-либо, не имеющее ценности, чтобы за это выманить что-либо ценное;

С помощью незначительного дара или благосклонности добиться значительного выигрыша;

Отдать противной стороне что-либо ненужное ради того, чтобы позже получить что-либо значительно более существенное. Argumentum ad populum — спектакль для публики (лат.).

  • Не удачей ли было, что у Старика с пограничья сбежала лошадь?
  • Снаряды в сахарной оболочке.
  • Стратагема обмена.
  • Стратагема червяка и рыбки.
  • Стратагема приманки.
  • Стратагема «Ворона и Лисица».
  • Стратагема «Утолить жажду видом сливы».

Обменять одну вещь другую того же рода, но разной ценности
И получить большую выгоду.

 Толкование
Способов совершить выгодный обмен существует великое множество, но лучший из них — выдать поддельное за подлинное, придав ему тот же вид и так возбудив в людях желание обладать этим.

Заманивать неприятеля взмахами флагов, боем боевых барабанов и гонгов — значит выдавать поддельное за подлинное.

Завлекать неприятеля, выставляя против него старых и малых или оставляя ему свои запасы продовольствия — значит обменивать то, что ценится дешево, на то, что ценится дорого.

Смысл стратагемы

“Удар по недоразвитости”.

Здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то поступил бы по отношению к нему как захватчик, как “разбойник” (ибо в толковании сказано: “не благоприятно быть разбойником”). Здесь все дело в том, чтобы “давать снадобье в соответствии с болезнью”, чтобы разбить недоразвитость, которая, как “разбойник”, захватила ученика”. 

Между тем верхняя триграмма Гэнь, согласно традиции, обозначает противника, и верхняя девятка соответствует основе его главной опоре. Как указывает ученый XI в. Чэн И, верхняя черта символизирует “предел непонимания”. Речь идет, таким образом, о нанесении удара по основным силам противника, не понимающего обстановки, с тем, чтобы перенять его могущество. На возможность нанесения такого провокационного удара указывает вторая девятка — символ собственной активности. Высокая же вероятность активных действий противника вытекает из присутствия трех подряд иньских черт, соответствующей затяжной паузе в наших действиях: противник неосторожно заполняет эту паузу — и теряет свои силы.

Действия

Стратагема неравноценного обмена, приманки, сыра в мышеловке.

Стратег показывает противнику что-то, обладающее мнимой ценностью, чтобы заставить его сделать нечто действительно значимое.

Благоухание имени на сто поколений

Рыба видит лишь приманку, а крючка не видит, пишет Ван Чжихуа в «Чжунго циннянь бао». Ухватив крючок, рыба оказывается на тарелке рыбака.

В человеческом обществе также используется множество пестрых «наживок». В качестве примера Ван Чжихуа приводит рекламный текст из предисловия к китайской энциклопедии «Who is Who в промышленности»: «Это «Who is Who» необходимо любому руководителю предприятия или менеджеру.

Любой руководитель или менеджер должен постоянно иметь в руках хотя бы один экземпляр. Ибо читатель узнает из книги о компетенции других и на основании полученных сведений может установить связи с себе подобными. Книга поможет также заблистать чести вашей семьи для внуков и правнуков, поскольку в ней указывается, что участник ее добавил исполненный славы лист к семейной истории.

 Ваше имя на вечные времена впишется в список китайских предпринимателей, войдет в историю и будет распространять свое благоухание на сто поколений».

Включение имени в список китайских предпринимателей стоит 4 юаня за заявку, 10 юаней за опубликование и 12 юаней за книгу, всего 26 юаней, что для китайцев немалая цена.

Королевские доходы — «яшма» достаются за кучу пустых обещаний — за «кирпич».
Этот тип пропаганды известный американский логик Ирвин М. Копи называет argumentum ad populum (спектакль для публики (лат.)).

Он приводит в качестве примера автомобиль, рядом с которым сфотографирована хорошенькая девушка и который в результате рекламируется как лучший: «Рекламные агенты расхваливают свои товары, заставляя человека грезить о них».

Вернуться к стратагемам

 

Поделиться:
Просмотров:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Курс «Фэн Шуй для начинающих - основы Китайской Метафизики»

Фэн Шуй для начинающих
Шаг за шагом, последовательно, весь путь познания Фэн Шуй от простого к сложному!

Начало курса

16 сентября 2018 года.

Подробнее