Стратагема 13 Бить по траве, чтобы вспугнуть змею

Стратагема 13

Бить по траве, чтобы вспугнуть змею

Стратагема 13
Бить по траве, чтобы вспугнуть змею

Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет. Вернешься обратно на свой путь. Через семь дней — возврат”.

Поворошить палкой в норе. Выгнать змею из норы. Стратагема косвенного предостережения, запугивания, предупредительного выстрела. Стратагема провокации.
Стратагема «Цзи цзян цзи» или «Цзи цзян фа» — стратагема подначивания военачальника — «Просить военачальника о деянии хуже, чем распалять военачальника на деяние»

Как и всякая стратагема, Стратагема № 13 при неумелом обращении может обратиться неуклюжей попыткой, так сказать, «разбудить спящую собаку» или «сунуться в осиное гнездо».

Удар, нанесенный наудачу, позволит выяснить истинное положение дел. Обдумай последствия этой пробы — и приступай к решительным действиям.

Толкование
Противник не раскрывает своих сил —  Значит, он задумал какую-то хитрость.
Тут нельзя беспечно идти вперед, нужно искать, где таится опасность.

Смысл стратагемы

Гексаграмма Фу — образ интриги. Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет. Вернешься обратно на свой путь. Через семь дней — возврат.

Гексаграмма знаменует начало возвращения к светлому началу ян, пока еще сокрытому в стихии инь. Не случайно она соответствует 11-му месяцу китайского календаря, на который приходится зимнее солнцестояние, т.е. поворот к свету и теплу. Заметим, что в древности в день зимнего солнцестояния полагалось сидеть взаперти и не заниматься делами.

Описанная ситуация предполагает, таким образом, бдительное ожидание при наличии некоего первичного импульса к действию. Не следует, однако, строить слишком далеко идущие планы, поскольку импульс слишком слаб, чтобы обеспечить длительный процесс. Достаточно ограничиться осторожной разведкой. В комментарии к первой черте сказано: «возвращение не издалека». Вместе с тем подобная кажущаяся пассивность помогает завоевать доверие противника и заставить его выдать свои намерения.

Действия

Провести демонстративное действие, рассчитывая на присутствующего или отсутствующего зрителя. Демонстрация может быть явной, при которой объект воздействия понимает, что демонстрация подготовлена специально для воздействия на него, так и не явной, при которой объект воспринимает демонстрацию как явление или процесс, не связанный непосредственно с ним.

За счет одного процесса вызвать другой. Вдохновить, запугать, успокоить. Спровоцировать проявление истинных намерений, сорвать маску, заставить выдать тайные планы.

Заставить добровольно следовать по задуманному тобой пути, сорвать выполнение чужих планов. Классический вариант. Использование публичных казней для сдерживания уровня преступности или запугивания политических и прочих врагов и соперников. Те, кто присутствуют на публичной казни, получают значительное эмоциональное воздействие, которое в дальнейшем заставляет их задуматься, прежде чем совершить противоправный поступок.

Стратагема запугивания человека, когда агрессивные намерения реализуются не в отношении непосредственно его личности, но опасность и угроза воспринимается как личная.

Когда противник скрытен, и о силах и возможностях его догадаться невозможно, стратег предпринимает отвлекающий маневр, чтобы посмотреть, как противник будет реагировать. Эту стратагему упоминает Ягю Мунэнори, отмечая, что она используется в дзен-буддизме. Изначальная цель ряда дзен высказываний и историй — проверить человека, чтобы выяснить, каков он на самом деле.

Казнить одного, чтобы предостеречь сотню

Применение этого принципа в борьбе с преступниками сформулировал еще во времена ханьского императора Сюаня (74 — 49 до н.э.) Инь Вэнгуй, правитель Дунхая (на юго-востоке современной провинции Шань-дун и северо-востоке современной провинции Цзянсу).

По преданию, Инь Вэнгуй мудро исполнял свою должность и следовал законам. Все преступления по своему уезду он расследовал лично и постановил производить казни за тяжкие преступления во время ежегодных осенних и зимних собраний чиновников или же его инспекционных поездок. Причиной того было намерение «одной смертной казнью предостеречь сотни людей».

Согласно биографии Инь Вэнгуя в «Истории династии Хань», многие чиновники и простые люди, шедшие по скользкой дорожке, под воздействием страха начинали новую жизнь. Так, например, Инь Вэнгуй своими руками казнил ужасного злодея Сю Чжунсуня, которого не решались покарать его предшественники. Эта казнь всполошила весь уезд Дунхай. «Весь уезд пребывал в страхе и ужасе, и никто более не решался идти против законов. После этого во все правление Инь Вэнгуя в Дунхае царили мир и порядок».

Этот пример из книги Чжоу Цзиньхуа «Чэнъюй гуши убай нянь» («500 историй о китайских пословицах», Чуньцин, 1982), из главы о пословице «Чэнъюй цзин бай» — «Наказать одного, чтобы напугать многих».

Здесь наказание одного лица выступает в качестве «битья по траве», в результате которого многочисленные преступные элементы — «вспугнутые змей» — в испуге отвращаются от преступления.

В области борьбы с преступностью видит возможность применения Стратагемы № 13 и один из тайваньских авторов. Он советует в неясных случаях прежде всего «разворошить окружение подозреваемого». Здесь он имеет в виду некоторые тайваньские дела о коррупции, в которых допрашивались и арестовывались не главные подозреваемые, занимавшие самые высокие посты, а их ближайшее окружение — секретари, шоферы и прочие.

Вернуться к стратагемам

Поделиться:
Просмотров:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Курс «Энэгергия Воды = Богатство Вашего дома»

Энергия Воды
Энергия Воды, это Энергия Богатства и Процветания!

Начало курса

26 мая 2018 года.

Подробнее